Духовное окормление в мужских монастырях
Пастырское попечение, духовное наставничество в монастырях всегда было предметом особого внимания Церкви. В духовном руководстве, его преемственности, идущей от благодатной святоотеческой мудрости, монашество черпало силы на единственно возможном для себя тесном пути к евангельскому совершенству. Ныне проблема духовного окормления в монастырях - одна из самых острых. Дискуссия о проекте Положения о монастырях и монашестве ясно показала, что эта тема требует неформального отношения и должна быть разработана более тщательно. Мы публикуем сегодня текст раздела о духовничестве, который совместно подготовили для проекта Положения наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря архимандрит Савва (Фатеев) и наместник ставропигиального Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков).
Духовное окормление в мужских монастырях в отличие от женских обителей требует большего внимания и большей строгости, и особенно потому, что из числа братии избираются способные на рукоположение в священный сан. Естественно, это требует и особого призвания Божия и постоянной ревности к исполнению монашеских обетов. А со стороны игумена должно быть самое серьезное и тщательное внимание о том, чтобы братия постоянно упражнялись и в молитве, и глубоком сердечном усвоении слова Божия, без чего невозможно ни освящение человека, ни рождение свыше (Ин. 3:3), ибо Сам Господь свидетельствует в молитве ко Отцу Своему: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин.17:17) и апостол Петр изъясняет: «...любите друг друга... как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Пет.1:22-23).
В древние времена для желающих монашества требовалось глубокое знание наизусть Евангелия и Псалтири (Варс. 142, Лествица. Пастырю.14:5, Устав преподобного Пахомия великого, 55, 56, 99, 168). Однако только одного поучения в законе Божием хотя бы даже «день и нощь» (Пс. 1, 2), еще не достаточно. Нечистые духи хотя и знают весь закон, однако при всем этом пребывают во грехах. Но поскольку слово Божие требует правильного разумения и усвоения в духе и любви истины (2 Фес. 2:10), то в деле духовного окормления для духовного преуспеяния братии кроме ежедневного чтения Священного Писания еще требуется чтение творений святых отцов Церкви и толкования на Священное Писание по совету и под контролем игумена и старца, к которому брат вручен от Евангелия.
Для духовного преуспеяния чрезвычайно важно отыскать в душе своей наиболее сильно действующие грехи и пороки и при помощи молитвы, слова Божия и совета святых отцов прилагать все усилия, чтобы исторгнуть из души своей эти свои главные страсти и пороки. Об этом повествуется во многих святоотеческих поучениях, например: «В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собою» (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1); «Искореняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше» (Паисий Святогорец, т. 5, стр. 10), - и это практически у всех святых отцов (Лествица 15, 41; и др.). В святоотеческом опыте духовного преуспеяния и борьбы со страстями мы находим некоторые очень важные внешние вещественные пособия. Для упражнения в молитве - употребляются четки. А в Лествице (4, 39) повествуется, что за поясом у многих братий имелись книжечки, в которые ежедневно записывались соделанные грехи; у других имелись небольшие недельные таблички, в которые были вписаны (или выгравированы) основные грехи (до сорока и более); в табличку в любое время дня можно было карандашом отметить о какой-то своей погрешности. Это очень удобно для отыскания своих главных грехов и постоянного контроля над собою.
Если в монастыре установлено правильное духовное руководство и во всем хранится следование заповедям и учению Христа и Его св. Церкви, то вся братия и обитель будут под покровом Божиим и будут пользоваться «безмятежным спокойствием и многими духовными плодами в святой любви и единодушии» (Зосима (Верховский), (прп.) Преподобный. Поучение о послушании. Слово 2// Зосима (Верховский) (прп.) Преподобный. Творения. СТС/1, 2006.С.247-248)
Общее духовное руководство насельниками монастыря осуществляет игумен. Игумен принимает вступающих в обитель, при постригах является восприемником новопостриженных от Святого Евангелия и поэтому несет ответственность за духовное преуспеяние братий. Игумен должен по возможности часто обращаться к братии с назиданием, воодушевляя их к ревностному прохождению монашеского пути и наставляя всех мудрым и душеспасительным словом. Братия должны иметь возможность обращаться к игумену со своими трудностями, недоумениями и смущениями.
Игумен назначает каждому брату, согласно его внутреннему устроению и телесным силам, молитвенное правило и определяет, как часто брат может приступать ко Святому Причащению.
Игумен определяет меру духовных и телесных послушаний для каждого брата, заботясь о том, чтобы эти послушания помогали монаху в духовном совершенствовании.
В великом, ответственном и трудном деле духовного окормления игумен руководствуется Словом Божиим, богомудрыми Отеческими Писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря.
Для возрастания в духовной жизни всем братиям необходимо с глубоким благоговением и почтительной любовью относиться к своему духовному наставнику (игумену), оказывая ему всецелое искреннее послушание и представляя ему на рассуждение все свои сердечные чувства и помышления, помня о том, что «спасение есть во многом совете» и «имже несть управления, падают как листвия» (преподобный авва Дорофей).
Откровение помыслов и прегрешений игумену, а также и исповедь (т.е.Таинство), совершаемая игуменом, когда он сочтет это нужным и потребует - это неотъемлемая часть духовного руководства и должна совершаться игуменом по возможности чаще.
Если братство значительно умножится, то для духовного окормления игумен может назначить, по согласованию с правящим архиереем, одного или нескольких братских духовников из числа испытанных, преуспевших в духовной жизни и единодушных с ним монахов, имеющих священный сан. Духовник, помогает игумену в духовном окормлении братии, своевременно и как можно чаще извещая игумена вообще о жизни и поведении вверенных под его духовный надзор братии и особенно об их погрешностях. В этом деле нет разглашения Таинства исповеди, поскольку игумену по самому его положению душа и грехи каждого из братии должны быть более всех открыты и известны (не с тем конечно, чтобы игумен разглашал их сам). При всем этом духовник остается в послушании игумену и все совершает в согласии с волей игумена и по его благословению. Назначение духовника не снимает с игумена ответственности за духовное руководство, поскольку он является духовным отцом для братии.
Без игумена монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле, например, налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
Если между братиями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо поспешить погасить их обоюдным прощением и смирением, и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26).
Везде и всегда нужно воздерживаться от празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в День Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может быть подвергнут духовному взысканию через наложение епитимьи.
На епитимью не следует смотреть, как на карающий бич, это необходимое врачевание, исцеляющее духовные болезни и немощи.
Если больные считают врачей за благодетелей, хотя они и дают им горькие лекарства, так следует перед очами иметь ту цель, с которой даются епитимьи, и принимать их, как знак милосердия для спасения души (Василий Великий, правило 52).
Каждому согрешившему дается епитимья сообразно его положению и его немощи. Как нельзя различные телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения должны носить разнообразный характер: «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», - говорит Исаак Сирин.
В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры:
переселение в другую келлию (не одиночную);
перевод на другое послушание, более трудное;
поставление на поклоны;
снятие одежды, послушника ли, или инока, или мантийного монаха;
соответствующее временное молитвенное правило.