Начало Постной Триоди

"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости".

С Недели о мытаре и фарисее на всенощном бдении в храмах в полумраке хор поет «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Это - первое из великопостных песнопений, которое включается в последование воскресного богослужения, и теперь оно будет петься на всех воскресных утренях, вплоть до пятой недели Святой Четыредесятницы.

“Покаяния отверзи ми двери” – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост.

Для того чтобы понять смысл этого произведения, надо обратиться к евангельскому чтению этой Недели, а именно к притче о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов — смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних препятствует покаянию и спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту. 
Особую роль в восприятии молитв играет музыка. Ведь именно она, конечно, в содружестве со словом молитвенных текстов, настраивает молящихся на нужное состояние. Многие композиторы писали мелодии к стихире «Покаяния отверзи ми двери». Это и Дмитрий Бортнянский, и Павел Чесноков, и Александр Копылов. Но наиболее традиционным и часто исполняемым в наших храмах является произведение Артемия Веделя. Оно хотя и отличается от строгих знаменных распевов, но очень трогательно и всем понятно.