Пост – это религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками. В христианстве пост – это форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней.

Пост включает в себя три составляющих:

Пост телесный:
Пост телесный заключается в ограничениях в пище. При создании человека, ему Господом была дана единственная заповедь, заповедь о посте. Одной этой заповеди было достаточно для сохранения непорочности человека. Эта заповедь не говорила о количестве пищи, а только о качестве. Однако пост телесный не является постом в полной мере и без остальных двух составляющих является только диетой.

Пост душевный:
Пост душевный заключается в воздержании от злых помыслов, дел и слов. Всякая страсть и похоть, всякий грех отравляют душу, а после оставляют её без небесного Хлеба. Какая польза в том, что человек воздерживается от употребления в пищу мяса, но за то клеветой и злословием терзает плоть брата своего?

Пост духовный:
Пост духовный, в первую очередь, заключается в молитвенном устремлении к Богу, в усиленном молитвенном подвиге. Духовный пост – это сознательное устремление к добру в любой его форме, это ограничение своего эгоизма, это путь духовного самоуглубления, это путь духовного сокрушения и покаяния, это путь духовного обновления, путь духовного роста в Боге.

Нравственный смысл поста:
Смысл поста заключается в искоренении пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в Храме. Смысл поста также в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается добродетель составляющая пост. Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту и тонкость.

Виды постов:
Православные посты различаются своей продолжительностью и делятся на однодневные и многодневные:
Однодневные посты – это среда и пятница каждой недели, согласно Евангелию, в среду Иуда согласился предать Иисуса Христа на смерть, а в пятницу в память о крестных страданиях и смерти Спасителя. Разрешается не поститься по средам и пятницам в Пасхальную седмицу, в седмицу Пресвятой Троицы, на Святки и Сырную седмицу. Из прочих однодневных постов особо выделяются три: в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11сентября) и накануне праздника Крещения Господня (6/19 января). Кроме этих однодневных постов, практикуется пост в трагические дни смерти родных и близких, в дни общих несчастий и бед.

Многодневные посты – это Великий Пост (длится семь недель), Успенский пост (две недели), Рождественский пост (шесть недель). Продолжительность Петровского (иначе Апостольского) связана с пасхалией. Он наступает через неделю после Пятидесятницы и длится до праздника первоверховных апостолов Петра и Павла.

Пища, употребляемая во время постов:
Посты делятся на строгие и нестрогие. Церковь определяет четыре степени строгости поста:

"сухоядение" – разрешено вкушать пищу растительного происхождения, которая не подвергалась термической обработке и хлеб
"варение без елея" – разрешено вкушать вареные овощи без растительного масла;
"разрешение на вино и елей";
"разрешение на рыбу" – позволяется есть рыбу, за исключением жирной и копченой.
Великий пост является строгим, особенно недели первая, четвертая и седьмая – Страстная. Этот пост связан в первую очередь с последующими переживаниями страданий Господних, поэтому особая строгость и печаль, бесспорно, обусловлены распятием, а не воскрешением Христа. Напротив, пост Рождественский представляет собой период подготовки к абсолютно светлому событию – рождению будущего Спасителя, вот почему он сам по себе не содержит скорби. Почитанию Богородицы посвящен Успенский пост, а Петровский был создан в честь апостолов.

О нормах и послаблениях:
Согласно 69-му Правилу апостолов для немощных, то есть для слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Но при этом норма поста должна быть обязательно согласована с духовником. Нарушение поста – это когда человек может поститься, но не прилагает к этому усилия.