Русская Православная Церковь чтит память святых царственных страстотерпцев, убиенных в 1918 году.
17 июля 2022 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, настоятель Богоявленского мужского монастыря города Челябинска игумен Нестор в сослужении клириков обители совершили Литургию святителя Иоанна Златоуста.
Во время Богослужения были прочитан Евангелия от Матфея.
В Евангелии от Матфея (Мф.8:28-34, 9:1), говорится об исцелении Господом нашим Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Они жили в пещерах, во гробах; окрестные жители боялись приближаться к этому месту. Бесы узнали в Иисусе Бога и обратились к Нему: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Они просят Спасителя не посылать их в бездну, а позволить им войти в стадо свиней. Господь позволяет, и всё стадо свиней тут же бросается с крутизны в море и погибает. Пастухи рассказывают об этом жителям города, и те просят Спасителя отойти от их пределов.
В проповеди игумен Нестор остановился на исцелении Господом нашим Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской.
Братия и сестры, сегодняшний отрывок Евангелия полагается к чтению воскресного дня, он рассказывает, как Господь пришел в страну Гадаринскую, или Гергесинскую, находящуюся на берегу моря, или озера Галилейского, там встретились Ему два человека бесноватых, в которых очень много было бесов. Увидев издалека Спасителя, они начали кричать, бесноваться, мучиться. Господь запретил духам нечистым, и те просили, чтобы Он повелел им войти в большое стадо свиней, которое паслось неподалеку. Когда бесы вошли в свиней, то все стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло. Пастухи, увидев это, испугались того, что им сделают хозяева свиней. Они побежали в город и рассказали жителям, что двое бесноватых тисцелились, а они потеряли всех свиней. И, как говорится в Евангелии, люди вышли навстречу Христу, но, приблизившись, попросили, чтобы Он удалился от них, потому что они испугались за своих свиней.Тогда Господь сел в лодку и покинул эту землю, перешел на другой берег и дальше стал проповедовать и исполнять волю Отца Небесного.
Так вот, братья и сестры, иногда в жизни мы делаем то же самое: выходим навстречу Христу и не просим: «Господи, да будет воля Твоя! Господи, благодарю Тебя, что Ты освободил меня от страстей!» А просим: «Господи, помоги нам исполнить наши страсти. Господи, дай нам, чтобы те страсти, те вещи, которые мы хотим сделать, у нас получилось сделать. А потом отойди подальше, не мешай нам это все совершать, наслаждаться своими страстями».
Часто человек просит у Бога: «Господи, дай мне, чтобы у меня было большое богатство, чтобы у меня все было хорошо, чтобы Ты меня не беспокоил, чтобы я жил мирно, спокойно и никто меня не трогал». А Господь не дает. И человек говорит: «Сколько я ни молюсь Богу, Он мне не дает покоя в этой жизни. Я хочу, например, иметь несколько жен, хочу иметь несколько машин, несколько домов. А Господь мне не дает!»
Господь говорит: «Просите и дастся вам, стучите и обрящете» (Мф. 7:7). Но проси́те полезное, потому что когда мы просим не на благо, то Господь, защищая нас от падений наших, от того, что может оказаться очень опасным для нас, не дает нам. И мы должны благодарить Его за это.
Господь учил своих учеников молиться молитвой «Отче наш» (Мф. 6:1, Мк. 11:24, Лк. 11:1), где в конце есть слова: «Да будет воля Твоя». Вот мы очень часто забываем после наших прошений положиться на «волю Твою» и отдать себя в руки Божии, чтобы Он Своей благодатью, Своим Святым Духом направил нас так, как Он знает, потому что Он знает лучше, что нам нужно. Поэтому иногда мы так же беснуемся, как бесноватый, и ропщем, негодуем, даже на Бога ропщем, не замечая того, что Господь нас защищает, охраняет от наших желаний.
А почему бесы просили зайти в свиней? Потому что эти животные считаются нечистыми. Это иносказание говорит нам, что люди, которые совершают большие грехи и не каются вовремя, становятся тоже нечистыми, исполненными страстей и грехов, и в них бес очень легко входит.
Если человек не посещает богослужения в воскресные дни, то, по правилам святителя Василия Великого, он отлучается от Церкви. И это сейчас происходит не официально, а просто, естественно: человек, не приходя в храм, отлучает себя от Церкви тем, что у него пропадает желание прийти в храм. Его никто не отлучает – он сам! И вот почему: когда мы приходим на исповедь, каемся в грехах, священник читает разрешительную молитву, в которой есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви». Потому, что каждый грех отлучает человека от Церкви, удаляет его от Бога, и когда человек получает прощение, то получает примирение с Богом и доступ к Нему, у него появляется благодать, которая ведет его в Церковь.
А человек, который принимает участие в церковных богослужениях и в Евхаристии, свидетельствует, что желает быть со Христом. И как человек может называться христианином, последователем Христа Спасителя, когда не ходит или очень редко приходит в храм? Никак, это формальность.
В наше время один из самых злейших врагов нашего спасения – это формализм. Все делается формально и равнодушно. Это отводит человека от Церкви, от спасения. Человек порой даже не понимает, что такое спасение и что такое ад и рай.
Рай – это состояние человека. Кто вчера был способен радоваться на празднике, тот способен принимать блаженство, способен радоваться, он ищет этого. А человек, который не способен радоваться, не ищет этой радости, не ходит в храм, ему не нравится правило, не нравится пение, не нравится молитва. В какой рай попадет этот человек?
Братья и сестры, Господь сегодня обращает наш взор на то, что страстный человек подобен свинье, нечистому животному. В таком человеке очень легко может поселиться диавол. И тогда человек теряет свободу, покоряется и страдает. Поэтому Церковь приводит людей к покаянию, приобщает человека к Богу. В Церкви человек участвует в Таинствах крещения, покаяния, Евхаристии, приобщается Тела и Крови Христовой, и в него входит не дух нечистый, а входит Сам Христос и освящает его. И тогда он не бежит и не опрокидывается в море, а бежит навстречу людям, передавая радость каждому человеку, делясь этой радостью, этой благодатью.
Дай Бог, чтобы мы очистили свои души и соделали их такими сосудами, в которых легко поселится благодать Божия и поведет не с крутизны в море, а от этой грешной земли к Царствию Небесному. Аминь.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 году страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, а вместе с ними праведный врач царской семьи Евгений Боткин были расстреляны чекистами в подвале Ипатьевского дома, в Екатеринбурге.
Богослужение завершилось славлением святым царственным страстотерпцам и было пропето кондак ,тропарь и величание святым царственным страстотерпцам.