14 августа 2022 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Настоятель Богоявленского мужского монастыря города Челябинска игумен Нестор в сослужении клириков обители совершили Литургию святителя Иоанна Златоуста.
В этот день Русская Православная Церковь празднует Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Во время Богослужения был прочитано Евангелие от Матфея (Мф.14:22-34),в котором говорится о том, как Господь наш Иисус Христос после совершения чуда, когда пятью хлебами и двумя рыбами Он насытил несколько тысяч человек, вечером молится на горе, а ночью идет к Своим ученикам по водам. Петр из лодки просит Господа позволить ему прийти к Нему по воде, и Господь разрешает ему. Однако, уже идя по водам, Петр вдруг испугался и начал тонуть. Господь тут же поддержал его и укорил в маловерии. Ученики же в лодке сказали Иисусу: истинно Ты Сын Божий.
В проповеди игумен Нестор обратил внимание прихожан на cегодняшнее евангельское чтение, которое еще раз напоминает нам о том, какое значение имеет вера в духовной жизни человека. В Евангелии описано много событий, подтверждающих силу веры. Иисус Христос постоянно говорит об этом: «Вера твоя спасла тебя» (Мк. 9:22; 10:52); «По вере вашей, да будет вам» (Мф. 9:29). Но наиболее точно о том, что такое вера, говорится в сегодняшнем евангельском чтении. В прошлое воскресенье вспоминалось чудо Иисуса Христа об умножении пяти хлебов и насыщении пяти тысяч человек. Евангелист Иоанн повествует нам о том, что это чудо настолько поразило людей, что они тут же хотели провозгласить Спасителя Царем Иудейским. Зная о том, что апостолы поддержат это решение, им будет приятно такое Его восхваление, Иисус Христос, тотчас по совершении чуда, повелел ученикам войти в лодку и отплыть на другую сторону озера, а Сам успокоил народ и отпустил его. «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?И, когда вошли они в лодку, ветер утих.Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий»(Матф. 14:22-33).
Пока апостол Петр смотрел на Господа, идущего по морю, он верил, что и он может ходить по воде. Вера его в этот момент была крепка, и он шел по воде, но стоило ему только отвести взгляд на сильный ветер и волны, он тут же усомнился. Место веры в его душе занял страх, и он начал тонуть. Крик же апостола Петра: «Господи, спаси меня!» уже опять наполнен верой и твердой надеждой на Божию помощь. Апостол Петр снова взорами и всей душой обратился к Господу и был спасен.
Иоанн Златоуст говорит: «Не буря водная угрожала ему, а буря помышлений сомнительных, так же как не плотность воды держала его на бушующих волнах, а крепость веры».
«Вера непосредственно связывает верующего человека с Тем, в Кого он верует — с Богом, Источником силы и мощи. И когда эта вера, эта связь веры есть, тогда сбывается то, что Сам Спаситель говорил: ″Вся возможно верующему!″ Если вера исчезла, то это подобно тому, как если лампочка электрическая ярко светила и вдруг провод перерезан. Источник силы, энергии не потерял своей силы, но связь потеряна, и лампа моментально гаснет. Так и гаснет дух человека от сомненья», - говорит в своей проповеди митрополит Филарет (Вознесенский).
Страх овладел апостолом Петром, когда оторвал он свой взгляд от Христа, сосредоточив все внимание на себе и окружающих волнах. Откуда же берется страх, который всем и каждому хорошо знаком? Евангелие отвечает на этот вопрос: это наш отрыв от Христа, наше маловерие. Человек ставит цели, они рушатся, и без веры человек находится в постоянной тревоге, теряется, со временем превращаясь в физически и душевно сломленное существо. Потеряв веру, человек приобщается к общей моральной мерке, и его начинает окружать страх: он боится быть честным, опасается быть искренним, избегает быть правдивым, избегает проявлять доброту. Человек, таким образом, неизбежно попадает в плен лицемерия и лукавства, его душа становится пустой. И счастлив тот, кто, вспомнив о Христе, вспомнив о Любви Божией к человеку, подобно апостолу Петру всем своим существом обратится к Спасителю от всего сердца: «Господи, спаси, я погибаю!»
Верующему человеку чуждо чувство страха, а если и случается, что посетит его это чувство, он легко побеждает его. Апостол говорит: «Кто исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». «Бог есть любовь, и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее», а «… в любви нет страха... совершенная любовь изгоняет страх», — свидетельствует нам апостол Иоанн Богослов (1Ин. 4:15, 8, 18).
Итак, чему же учит нас сегодняшнее евангельское чтение?
Оно рассказывает нам, что же такое вера и какую силу она дает, когда наполняет человека полностью. Показывает, что даже когда нам кажется, что Бог нас оставил, Он видит все наши горести и беды и в нужный момент придет к нам на помощь. Учит нас не поддаваться чувству страха среди бушующих житейских волн и всегда направлять свои взор и сердце к Богу.При близости Господа, при Его помощи, все возможно верующему.
После Литургиии настоятель Богоявленского мужского монастыря игумен Нестор в сослужении клириков обители совершили троекратное коленопреклонение Кресту Господню, находящемуся в центре храма на аналое, под пение тропаря Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Игумен Нестор прочитал молитву на освящение меда и окропил святой водой принесенный прихожанами новый сбор меда.