19 августа 2022 года, день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Настоятель Богоявленского мужского монастыря города Челябинска игумен Нестор в сослужении клириков обители совершили Литургию святителя Иоанна Златоуста
За богослужением был прочитано Евангелия от Матфея : «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф.17:1-9)».
В проповеди игумен Нестор поздравил прихожан с праздником Преображения и отметил, что не только в Церкви, но и просто в человеческом обиходе встречается слово «преображение». Встречается и желание многих людей преобразиться, стать лучше, чем они были до настоящего времени. Жажда преобразиться, измениться — это потребность человека иметь в жизни праздник, обрести возвышенное чувство, которое бы уводило нас от ежедневной суеты, от суетного мира.
Что же преображает человека? Преображает человека прежде всего идея, высокая, захватывающая все его существо. Преображает человека вера в нечто светлое, прекрасное, к чему хочется прикоснуться, что хочется выразить посредством человеческих способностей. Преображает и вдохновляет человека самое высокое и благородное чувство, именуемое любовью, — любовь к людям и к делу. Любовь способна подвигнуть человека на высокое творчество, к достижению недостижимого и к пониманию непонятного.
В сегодняшнем евангельском событии, которое празднует святая Церковь, раз и на все времена показано высокое Преображение, превышающее всякое человеческое просветление.
Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трех учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого в любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошел на гору помолиться (Лк.9,28). «… И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2), «… сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк.9,3). Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: «…Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Святые ученики виденное проповедят миру. Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,9; 4-5). Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск (Деян.9,3-4), Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану. Видевшие Его и слушавшие его заметили, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу (Деян.6,15; 7,55-56).
Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что благодать Святого Духа есть прежде всего свет, просвещающий и освящающий всякого человека. «Вспомните пророка Моисея, — говорил он, —тайнозрителя Божественного Лица, получившего на Синае Откровение. Когда он сошел с горы Синай, люди не могли смотреть на него, потому что лицо его сияло. До конца дней своих он носил покрывало на лице своем, чтобы не поразить окружающих светом, который излучался от него». Вспомним само Преображение. Когда Христос просиял во свете Божества и когда явились возле Него небожители — великие пророки Моисей и Илия, ученики не могли больше смотреть на свет Преображения, пали лицом на землю пока облако светлое не скрыло виденное.
Человек — богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нам сроден свет Его Божества, и не случайно о нем так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести умножить. Можно постоянно пребывать в сфере его, если того мы сами пожелаем. Путь к этому – через богообращение, через трудовое и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению. Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нем мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся.
Чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела. Человек трудом своим созидает свое преображение и обновление. А Господь, идя навстречу доброму волеизъявлению, посылает благодатную помощь и дар Святого Духа. При Его обильной помощи легче спастись, чем погибнуть.
Божественным светом Господь венчает нашу веру и наше упование. Как увенчал сонмы святых угодников, во всякое время и в разных местах просиявших, так Он и ныне венчает всякое доброе и благое намерение Своих рабов, кротких и терпеливых. Возложим на Него все наше упование и будем молиться: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
В народе праздник Преображения также именуют Яблочный Спас. В этот день в храмах совершается освящение винограда и иных плодов. После заамвонной молитвы, игумен Нестор прочитал молитву на освящение фруктов и плодов нового урожая и окропил святой водой принесенные прихожанами для освящения плоды.