19 февраля 2023 года,в Неделю о Страшном суде (мясопустную), игумен Нестор с клириками обители совершили Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре в Храме Божией Матери «Утоли мои печали» .
На Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.25:31-46): Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую
На Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.25:31-46): Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.В проповеди игумен Нестор (Болков ) напомнил, что задолго до начала Великого поста Церковь начинает готовить верующих к вступлению на поприще духовных трудов. Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели. Первая из них — Неделя мытаря и фарисея учила нас правильной молитве и неосуждению ближних; следующая за ней Неделя о блудном сыне настраивала нас на истинное покаяние,каяться и осознавать, что Отец Небесный всегда нас может принять, простить, укрепить и наставить на путь спасения.
Сегодня третья подготовительная неделя — мы воспоминаем Страшный Суд. Говоря о Страшном Суде, мне хотелось бы вам напомнить об одной из главных добродетелей — страхе Божием. К сожалению, в наше время он заменяется другими страхами: страхом за свою жизнь, за судьбу детей, за материальную нестабильность. Большинство людей живут в этих земных страхах, забывая о спасительном страхе Божием.
Страх потери земных благ приносит душе очень много горестей, нестроений, смущений. Страх Божий, наоборот, вселяет в нашу душу мир и покой.Такой человек живет в Боге и у него не появляется чувства беспокойства, он правильно совершает свой земной путь, несмотря на любые жизненные обстоятельства. Он уверен в том, что Господь рядом, и Он всегда поможет.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование о Страшном Суде.
Каждый из нас сначала будет проходить частный суд. По смерти, когда разлучается душа от тела, человек проходит так называемые мытарства, и на сороковой день Богом определяется его участь: помилование или осуждение. Страшный же Суд наступит, когда жизнь этого земного мира закончится: жизнь не только каждого из нас, но и всего человеческого рода. Всеобщий суд будет не только для людей, но и для падших ангелов. Они тоже предстанут перед Судьей для окончательного осуждения.
Время от частного суда до Страшного, можно помочь многим душам, облегчить, изменить их загробную участь (именно об этом мы молились вчера, на богослужении Вселенской родительской субботы). Церковь молится за души усопших православных христиан, и мы верим, что в этот период души тех, кто не успел покаяться, не сделал каких-то добрых дел, могут быть помилованы Богом. На Страшном же Суде будет окончательно решено, где каждой душе уготовано место: в раю с Богом и святыми Его Ангелами, или в темницах адовых, в мучениях, с отвергнутыми падшими ангелами.
В Писании Нового Завета сказано, что Отец Небесный, как Пастырь наших душ, придет в славе Своей; не в уничижении, не в «рабьем зраке», не в виде нашей человеческой природы, которую он воспринял в первое Свое пришествие. Он придет в великой славе и все святые Ангелы с Ним судить род человеческий. И поставит Он одних по правую сторону, а других по левую. Что Он скажет тем, кто сподобился Царства Небесного, и будет стоять по правую сторону? Он возвестит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36). Тогда праведники спросят: «Господи, когда же Ты приходил, и мы Тебя принимали, кормили?» И ответит Господь: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). То есть если мы странника принимали, кормили голодного, одевали нуждающегося, то через этого ближнего мы делали добро самому Господу.
Стоящим по левую сторону возвестит Господь: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 41-43). Они по примеру первых спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25, 44). И какой они получат ответ от Господа? «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 45-46).
Для нас с вами очень важно уяснить: через ближнего мы или погибаем, или спасаемся. Если мы ближнему спешим помочь в беде, утешить в скорби, накормить, поделиться одеждой, то за свою такую милость мы и сами будем помилованы на Страшном Суде, если же мы не оказываем внимания ближнему, отвергаем его, то и сами будем отвергнуты Богом. Это основа Православного учения о спасении. Чтобы его правильно понимать, необходимо читать Святое Евангелие, труды святых отцов, и просить у Бога вразумления и мудрости.
Обращаясь к врачу мы хотим вылечить свои телесные болезни. Но ведь и душа человеческая больна, она нуждается в еще большем попечении, чем тело. Лечебницей для души на земле служит Церковь Христова. Если человек это поймет, придет в Церковь, то он получит исцеление, здравие души, которое заключается в стяжании благодати Божией, в обретении христианских добродетелей, каковы есть любовь, смирение, терпение…
Вспомним, что для Святого равноапостольного князя Владимира при избрании веры определяющим моментом стала картина Страшного Суда. Ему предстали православный монах, католик, мусульманин и иудей, исповедующие каждый свою религию. Однако князь Владимир очень проникся именно повествованием православного монаха о Страшном Суде и принял Православие.
Сегодня всем нам необходимо осознавать, что Православие — наша родная вера, и мы должны вернуться к нашим духовным ценностям и традициям и мы стали настоящими православными христианами, единым православным народом.