Игумен Нестор(Болков), настоятель Богоявленского мужского монастыря г. Челябинска, принял участие в вечернем богослужение с чином прощения, которую возглавил митрополит Алексий в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
26 февраля 2023 года, в канун Великого поста, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил вечернее богослужение с чином прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство главного храма Челябинской епархии во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым и настоятель Богоявленского мужского монастыря г. Челябинска игумен Нестор (Болков).
Вечером в Прощеное воскресенье в храмах совершается вседневная вечерня с чином прощения. Обстановка уже великопостная: черные или фиолетовые аналои; в середине богослужения священники облачаются в темные одеяния. С этой вечерни, собственно, и начинается Святая Четыредесятница. Совершается вход с кадилом и пение великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс. 68).
История чина прощения восходит к первым векам христианского монашества. Обычай испрашивать друг у друга прощения перед Святой Четыредесятницей появился у монахов египетский монастырей, которые накануне поста, перед тем, как разойтись по пустыне и там подвизаться в уединении, прощались друг с другом и просили прощения, так как пребывание в пустыне было сопряжено со многими опасностями, и кто-то мог не вернуться по причине внезапной смерти. Поэтому просили монахи друг у друга прощения, как перед смертью, допуская, что уже никогда более не увидятся. К празднованию Входа Господня в Иерусалим монахи возвращались из пустыни, оставляя в тайне то, как они там подвизались. Постепенно эта традиция закрепилась и в богослужении Церкви.
Клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев зачитал «Послание митрополита Челябинского и Миасского Алексия духовенству и мирянам Челябинской митрополии в связи с началом Великого поста».
После совершения коленопреклоненных молитв ко Господу, владыка Алексий сказал о том, что как весной оживает все мироздание, вся природа, так и дни Великого поста даны православным христианам для того, чтобы душа их обновилась, очистилась слезами покаяния.
«В покаянии, молитве, совершении добрых дел, причащении Святых Христовых Таин мы должны стремиться соединиться с Богом, чтобы достойно встретить Святое Христово Воскресение, - сказал владыка Алексий. – Вступая в дни Святой Четыредесятницы, у Церкви есть благочестивый обычай: приносить покаяние и просить прощения грехов. Мы не можем рассчитывать на прощение Господом наших согрешений, если мы каждый не простим друг друга. Мы должны попросить прощения у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, которого мы распинаем своими грехами. Мы также должны попросить прощения у Божией Матери, потому что наши грехи как стрелы пронзают Её материнское сердце. Мы должны попросить прощения у всех святых угодников Божиих, которые являются нашими скорыми помощниками и ходатаями за нас перед Господом, но мы зачастую отвергаем их благодатную помощь. Мы должны попросить прощения за свою неблагодарность, свои неверие, злобу и ненависть».
«Господь есть Любовь, и мы должны подражать Ему, должны иметь любовь между собой, - продолжил владыка Алексий. – Не случайно сказал Господь в Евангелии: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Казалось бы, очень просто не иметь в своем сердце зла и ненависти, находить в себе силы и желание прощать. Но как трудно нам это сделать! Но есть Прощеное воскресенье – день, в который мы, по благочестивому обычаю, испрашиваем прощения друг у друга. Важно от всего сердца простить человека, а не только на словах. Этот день – начало покаяния».
Во время чина прощения митрополит Алексий с земным поклоном испросил прощения у сослужившего духовенства Свято-Симеоновского кафедрального собора и прихожан. Клир и прихожане также попросили прощения у владыки, с земным поклоном. После этого клирики храма подходили к владыке, прося прощения и благословения на пост. Прихожане также подходили под благословение к владыке Алексию и просили у него прощения; также прихожане просили прощения у клириков храма и церковнослужителей и друг у друга.
В Прощеное воскресение, последнее перед Великим постом, принято испрашивать друг у друга прощение, примиряться со всеми родными, знакомыми, сослуживцами.