Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Самое важное поминовение усопших-это проскомидия.

Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на Церковь), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую — Божественную Литургию, то чаша Божественной Литургии перевесит». Особо ценны поминания имен верующих – как живых, так и усопших – за Божественной Литургией.

Когда частицы просфоры, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих", то поминаемые получают великую пользу.

Особенно важно такое поминовение для усопших, которые сами за себя помолиться уже не могут, не могут принести и покаяния в грехах, а потому, когда за них вынимаются частицы, души получают великое утешение и облегчение.

Христианская вера за много сотен лет накопила не одно свидетельство подвижников и святых отцов Церкви, как и простых людей, подтверждающие несомненную пользу для души человеческой проскомидии.

Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) – принесение; προσκομίζω (проскомизо) – приносить) – первая часть Божественной Литургии, на которой совершается приготовление хлеба и вина – Тела и Крови Христовых – для Таинства Причастия. Это, пожалуй, самое важное поминовение и о живых, и об усопших христианах.
Священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех, за кого были поданы записки на проскомидию, а в конце Литургии вынутые частицы погружают в Святую Чашу со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

На сегодняшний день для проскомидии в Церкви используются пять просфор в воспоминание евангельского чуда о насыщении Господом нашим Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами. Но при этом подразумевается, что хлеб для Литургии – единый, и это выражается в единстве расположения частиц вокруг Агнца на дискосе.

Вынимание частиц за кого-либо на проскомидии – это высше поминовение человека в Православной Церкви! Это не просто молитва, здесь происходит очищение грехов бескровной Жертвой, каждая частица, пропитываясь Кровью Христовой, как бы предстает пред Господом за человека, о котором она была вынута.

В Православной Церкви на протяжении многих веков считалось, что вынуть частицу о живом или умершем за Литургией – это очень важное и нужное действие, от которого человек получит несомненную помощь. Есть много свидетельств о явлениях усопших, которые либо просили вынуть за них частицу за Литургией, либо благодарили за то, что это было совершено.

Не одно свидетельство было и о пользе, которую получали живые люди, за которых была вынута частица. По милости Божией, люди получали облегчение и даже полное исцеление болезней, духовное укрепление, оставляли давние пагубные греховные пристрастия, обретали крепкую веру…

Святой Иоанн Златоуст писал: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)?» Конечно, за Литургией поминают не только усопших.

Важно помнить о том, что на проскомидию можно подать записки о здравии и об упокоении только крещеных в православной вере людей, не богохульников, не атеистов и не иноверцев. Нельзя поминать на проскомидии усопших, покончивших жизнь самоубиством (исключение – те, кого разрешил поминать правящий архиерей).

Записки на проскомидию можно подать в любом храме, а имена тех, кого вы хотите помянуть, должны быть те, что даны в Крещении, и писать их нужно в родительном падеже («о здравии Иоанна, болящей Марии и т.д.). Если речь идет о супружеской паре, первым в записке нужно писать имя мужа, потом жена, а потом уже детей. Если вы записываете кого-то из духовенства, то сначала пишете их имена с саном (например, протоиерея Сергия, диакона Антония, инока Тихона и т.д.). Помните также, что дети до 7 лет записываются как младенцы, а с 7 до 14 лет - отроки. Если же ребенок только недавно родился, но пока еще не крещен, его пишут в записке с именем матери как "чадо", без имени (например, о здравии Елены со чадом).