Игумен Нестор(Болков) с клириками обители в Неделю 2-ю Великого поста совершил Литургию Василия Великого в Богоявленском мужском монастыре.

12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в день празднования памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского,игумен Нестор(Болков) с клириками обители совершил Литургию Василия Великого в в Богоявленском мужском монастыре.

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Марка (Мк.2:1-12), в котором рассказывается, как Господь Иисус Христос проповедовал в Капернауме, находясь в доме. Послушать Его собрались многие, так что уже у дверей не было места. И вот, четверо человек принесли к Нему расслабленного. Но, не имея возможности приблизиться к Иисусу, поднялись на крышу дома, раскрыли кровлю и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5). Некоторые из книжников, присутствовавших при этом, стали помышлять, что Он богохульствует, ибо кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2:6). Иисус же, понимая помышления их, чтобы они знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали .

Также был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 10:9-16), в котором Иисус Христос называет Себя «дверью», через которую входят спасающиеся – овцы стада Христова. Он образно сравнивает Себя с «пастырем добрым», который заботится об овцах и дает им жизнь. В противоположность доброму пастырю «наемник» оставляет овец при первой опасности и нерадит о них.
В проповеди по окончании богослужения игумен Нестор (Болков ) отметил, что в сегодняшнем воскресном евангелии мы слышали историю об исцелении расслабленного.
Здесь мы видим пример любви и веры со стороны расслабленного и его четверых друзей, которые немало потрудились, веря и надеясь, что Господь исцелит его. Они принесли его к Иисусу, не имея возможности подойти к Нему, подняли его на крышу дома, раскопали кровлю и спустили его к ногам Спасителя. Все возможно верующему (Мк. 9:23). И Господь, видя веру их, прощает расслабленному его грехи. Господь не сразу исцеляет расслабленного, но сначала прощает ему грехи, очевидно, давая понять, что причиной болезней часто является именно грех, и для исцеления телесного необходимо исцеление духовное, преодоление греха.
Только Бог может прощать грехи, как справедливо помышляли книжники. Но что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? (Мк. 2:6). И Господь исцеляет расслабленного, подтверждая Свою власть на земле прощать грехи и Свою божественную природу.

Сегодня Святая Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Этот святитель жил в XIV веке. Он происходил из знатного рода и мог сделать блестящую карьеру при дворе Константинопольского императора. Но юноша решил посвятить свою жизнь Богу и, едва достигнув 20-ти лет, удалился на Святую Гору Афон. Здесь под руководством опытных наставников он научился сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.
В 30-е годы XIV века разгорелись споры между исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет, и сторонниками лжеучения Варлаама Калабрийского, отрицающего различение в Боге сущности и энергий. И поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете, ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Великий пост – это время сосредоточенной молитвы, горячим поборником которой и был святитель Григорий Палама. И мы, сосредотачиваясь на молитве Великим постом, будем стремиться к стяжанию благодати Божией, которая, по словам святителя Григория, и есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога». Аминь.