Игумен Нестор (Болков ) совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском мужском монастыре в день празднования памяти сорока Севастийских мучеников.
21 марта 2023 года, в день празднования памяти 40-ка мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 года), игумен Нестор (Болков ) с клириками святой обители, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.
За Литургией был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.20:1-16), в котором Господь уподобляет Царство Небесное хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Работники приходят трудиться и в третий час, и в шестой, и в девятый и даже в 11-й. Всех их принимает хозяин и потом всем выдают равную плату. На слова возроптавшего работника «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной», хозяин отвечает, что он не нарушил обещания и дает плату, о которой договорились. А кому что дать – в его власти. Отрывок заканчивается словами о званых и избранных: «Так будут последние первыми и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».В проповеди игумен Нестор (Болков ) напомнил, что сегодня прославляем память 40-ка мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 года).
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами.
Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.
И изощренные мучители изобретают для Севастийских мучеников самую коварную пытку: отправляют их в ледяное озеро, а на берегу растапливают баню для тех, кто, не выдержав соблазна, отречется от Христа. И один из них не выдержал, и хотя еще совсем недавно не поддался на обещания чинов и неведомых ему удовольствий и благ, но не смог отказаться от знакомого и привычного наслаждения.
Блж. Августин говорит, что мы «должны пользоваться сим миром, а не наслаждаться им».
В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца.
Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Мы видим, что даже самые невинные и простые удовольствия могут оказаться губительными, если начинают обладать нами (1 Кор. 6, 12). Человек, по замыслу Божию, создан наслаждаться Творцом и пользоваться творением, но с момента грехопадения он научился наслаждаться творением и пользоваться Творцом.
На примере сорока мучеников мы видим, что самым трудным для них оказалось испытание привычным для них наслаждением. Тот, кто не выдержал испытания, стал предателем. Привычка к наслаждению оказалась в нем настолько сильной, что на глазах своих товарищей он предает не только их, но и Христа, за Которого они все страдали.
Он делает сначала один неуверенный шаг, затем другой, а потом бежит, опаляемый взглядами в спину. Но, не получив наслаждения, обретает смерть. А на его место заступает другой, из числа стражи, чтобы восстановить полноту святой четыредесятницы мучеников.
Церковь пред нами ставит их пример в Великом посту, когда время особенного подвига поста и молитвы. Церковь призывает нас к их стойкости и взять пример их неуклонной и до смерти постоянной верности Христу. «Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни».
В этот день пекут жаворонков в день памяти 40 мучеников, которые мучились в Севастийском озере. Печь в Великий пост «жаворонков» — красивая народная традиция, связанная с днём памяти сорока Севастийских мучеников.
«Жаворонки» — это печёные птички из постного теста. На Руси хозяйки их готовили к празднику сорока мучеников Севастийских. В православной традиции они символизируют летящие к Богу души мучеников, а по другой версии - песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.