В Неделю 4-ю Великого поста ,игумен Нестор (Болков) совершил Литургию в Богоявленском мужском монастыре.

26 марта 2023 года, в Неделю 4-ю Великого поста ,игумен Нестор (Болков) с клириками обители совершил Литургию Василия Великого в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Марка (Мк.9:17-31), в котором рассказывается об исцелении Иисусом Христом бесноватого, за которого просил его отец. На слова Иисуса «всё возможно верующему» несчастный отец отвечает: верую, Господи! Помоги моему неверию. После этого Господь исцеляет отрока. Когда же ученики Его после задали Ему вопрос наедине, почему они не могли исцелить бесноватого, Иисус отвечает им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Игумен Нестор (Болков ) в проповеди отметил, что сегодняшнее Евангелие очень для нас назидательно. В нем говорится о Господе нашем Иисусе Христе, Который встретил тяжко болящего юношу, которого постоянно бросало то в жар, то в холод, он был болен, и его страждущего отца, переживающего, молящегося за него. И как выяснилось, этого юношу не смогли исцелить ученики Господа нашего Иисуса Христа. Отец приступил к Владыке с просьбой, с мольбой о помощи.
И Господь здесь говорит великую фразу: веруешь ли ты? Все возможно верующему (Мк. 9, 23). А отец этого юноши отвечает: Верую, помоги моему неверию (Мк. 9, 2)4. Насколько важно и нам веровать в Господа нашего Иисуса Христа, укреплять веру нашу. А укрепляемся мы чем? Прежде всего, через познания истины Господа нашего Иисуса Христа, через Святое Евангелие, через «Апостол», который мы читаем, и истины эти пытаемся усвоить в своем сердце, потому что вера от слышания, а слышание от слова Божия, как написано в «Апостоле».
Нам нужна духовная пища, и об этом нам надо постоянно помнить, нудить себя принимать эту пищу, потому что сердце наше«заматорело» в грехах. И подчас мы сразу не можем его изменить, и не можем иметь любовь к слову Божию сразу, поэтому нам необходимо некоторое принуждение. Надо помнить, что Господь сказал: «Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают его» (Мф. 11, 12).
«Вера без дел мертва есть», — говорится в «Апостоле», у апостола Иакова (Иак. 2, 20). Поэтому надо творить дела веры. Откуда мы можем узнать эти дела? Опять же из Святого Евангелия и Апостолов, то есть мы можем учиться у Христа непосредственно, имея благовествование от Него. Поэтому книга эта должна быть всегда перед нами.
Когда Господь исцелил бесноватого болящего юношу, ученики, те, которые не смогли его исцелить, подходят к Нему уже втайне где-то, отдельно уже и спрашивают: почему мы не смогли исцелить его? Господь отвечает: сей род исцеляется лишь молитвой и постом.
Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному. И как говорил святитель Василий
Великий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес».
Но молиться надо правильно так, как научает нас святая Церковь, святые отцы. Прежде всего, она научает нас благодарить Господа нашего Иисуса Христа в молитве. Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить. Именно такое сердце Господь не уничижает. Только такое сердце может о чем-то просить уже. И только тогда, когда мы вот это сердце приобретем, когда мы себя понудим (нудить себя нужно), только тогда Господь нам откроет возможность какие-то свои прошения излиять.
И опять же прошения должны быть не о каких-то вещественных благах. Мы должны молиться о спасении, о даровании нам каких-то духовных даров, той же молитвы, видении своих грехов, которых мы подчас не замечаем или не осознаем. На исповедь приходим, говорим грехи, а не раскаиваемся и снова их повторяем, потому что нет сокрушения о том, что совершаем. И имея вот это желание, это обращение к Богу, Господь слышит нас и помогает нам и подает Свою благодать.
И тогда мы сможем с вами смело вступать на ту лествицу, состоящую из тридцати ступеней, которую нам описывает в своем произведении Иоанн Лествичник, великий подвижник благочестия.
В данном случае учитель покаяния Иоанн Лествичник пишет Лествицу, где описывает восхождение по духовному пути от первой ступени, от отречения от мира, которую должны пройти не только монахи и иноки, но любой человек не должен прилепляться к миру, к благам, к увеселениям мира сего, и до последних ступеней веры, надежды и любви, когда мы уже становимся совсем-совсем близки к Господу и Богу нашему Иисусу Христу.
Да сподобит и нас Господь Иисус Христос пройти по этим всем ступеням, обрести Царство Небесное, восходя на последнюю ступень.
Будем читать это великое произведение Иоанна Лествичника.
Помоги, Господи, и вам в спасении, и достойно провести остаток Великого поста, дабы измениться в лучшую сторону, приобрести потенциал для будущей духовной жизни. Аминь.

В Неделю 4-ю Великого поста празднуют память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.

По преданию, святой Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет прп. Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги.
В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года св. Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Скончался в 649 году.