1 апреля 2023 года, в Субботу Акафиста , Игумен Нестор(Болков) с клириками обители совершил Литургию Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.
Накануне в пятницу вечером, на утрени Субботы Акафиста, во время службы был прочитан и пропет Акафист Пресвятой Богородицы, разделенный на четыре части.
За Литургией в субботу были прочитаны два отрывка из Евангелия.В первом отрывке из Евангелия от Марка (Мк. 8:27-31) говорится о том, как на вопрос Иисуса Христа, за кого почитают Его люди, Петр отвечает: «Ты Христос». Иисус запрещает ученикам до времени разглашать это, говорит им о Своих грядущих Страдании и Воскресении.
Также был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42; 11:27-28), в котором говорится о приходе Иисуса Христа в дом Марфы и сестры её Марии; Марфа хлопотала об угощении, а Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слова. На упрек Марфы, что сестра не помогает ей в приготовлении угощений, Господь сказал, что Марфа печется и суетится о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях.
Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основной Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Сттудийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».