В канун Недели 5-й Великого поста игумен Нестор (Болков ) совершил всенощное бдение в Богоявленском мужском монастыре.
1 апреля 2023 года, в канун Недели 5-й Великого поста , игумен Нестор (Болков ) с клириками святой обители, совершили всенощное бдение в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска .
За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин.20:19-31), в котором рассказывается о том, как воскресший Иисус Христос вечером явился ближайшим ученикам в доме, где они собирались и двери которого были заперты. Он сказал ученикам: мир вам! Он также показал им раны на теле Своем, полученные во время Крестных Страданий. Иисус дуновением преподает им Духа Святого и посылает учеников на проповедь и служение, говоря: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся.
Среди учеников не было апостола Фомы, который выразил недоверие к рассказу других учеников и изъявил желание лично увидеть раны на руках Учителя и вложить руку в ребра Его. После восьми дней Божественный Учитель вновь является ученикам в доме, двери которого опять затворены, и дает возможность Фоме удостовериться во всем лично. После этого Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! На это Учитель отвечает ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Клирик Богоявленского мужского монастыря иеромонах Иоанн (Решетов) помазал верующих освященным елеем.
В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую.
Митрополит Сурожский Антоний:
«Мы вспоминаем святую Марию Египетскую, и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей — мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая — образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была вероятно — наверное! — в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком святая, что личность Матери Божией слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.
Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом, она не пошла на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.
Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не "куда-то" - в вечность.
Она многому может научить нас. Она может научить нас тому, что когда-то мы должны же осознать: та царственная область, куда мы входим так легко — Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, т.е. отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости - и мы могли бы последовать ее примеру.
Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, который составил целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам, словами великого канона Андрея Критского: Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная...
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Аминь».