В Субботу Светлой седмицы Игумен Нестор (Болков ) совершил Божественную Литургию и Пасхальный Крестный ход.
22 апреля 2023 года,в Субботу Светлой седмицы, Игумен Нестор (Болков ) с клириками святой обители совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого. После Литургии состоялся Пасхальный Крестный ход.
На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 3:11-16):11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
За Литургией также был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 3:22-33)
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
После Литургии Игумен Нестор с клириками обители и верующими прихожанами с иконами, хоругвями, освященными хлебами обошли вокруг Храма с Пасхальными песнопениями. Во время остановок читалось Евангелие от Матфея и было окропление святой водой прихожан.
После Крестного хода Игуменом Нестором была прочитана молитва на раздробление артоса и был раздроблен и роздан верующим.
Комментарий к Евангелию.
(Ин. 3, 22–33)
После беседы с Никодимом, происходившей во дни праздника пасхи, Господь оставил Иерусалим и пришел с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил (Ин. 3, 22).
В это время Иоанн Предтеча еще продолжал крестить В Еноне близ Салима (Ин. 3, 23), в местности, находившейся к западу от Иордана.
Борис Ильич Гладков пишет: «Сам Иисус привлекал к Себе громадные толпы слышавших о Нем и видевших совершенные Им чудеса. Народное движение принимало все большие и большие размеры, вследствие чего руководители еврейского народа, ревниво охранявшие свои права и сопряженные с ними доходы, опасаясь потерять свое влияние, начинают тайно действовать против Иисуса и Иоанна… В глазах фарисеев и саддукеев Иисус и Иоанн были только пророки: и Тот (хотя бы через Своих учеников), и другой крестили; у обоих были ученики; нельзя ли поссорить, если не самих пророков, то, по крайне мере, их учеников, и тем подорвать их влияние на народ? Так, несомненно, рассуждали те, которых евангелист Иоанн называет иудеями».
Ученики Иоанна Крестителя опасались, что возрастающая слава Христа затмит славу их учителя, а потому сказали: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26).
В ответ Креститель, далекий от всякой зависти к Иисусу Христу, замечает, что между Божественными посланниками ни один не может принять на себя то, что не дано ему с неба. Прямо указывая на величие Господа, Иоанн дает последнее, торжественное уверение в Божественном достоинстве Спасителя: не я Христос, но я послан пред Ним (Ин. 3, 28).
Разъясняя свое отношение к Иисусу, Иоанн Креститель выражает свою радость по поводу успеха Его дела, называя Христа женихом, а себя другом жениха, который не завидует преимуществу жениха, но стоит перед ним как слуга и радостью радуется (Ин. 3, 29), слыша голос его.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Союз Бога с верующими в Ветхом Завете, как и союз Христа с Церковью в Новом Завете, нередко представляется в Священном Писании под образом брака. Христос есть жених Церкви, а Иоанн – Его друг, близкое доверенное лицо, которое может только радоваться успеху Жениха. Значение друга жениха было велико в то время, которое предшествует браку, а как только брак состоялся, и жених вступил в права мужа, роль друга жениха заканчивалась. Так и Иоанн: он был главным действующим лицом в приготовлении народа к принятию Христа, но когда Христос вступил на путь Своего общественного служения, миссия Иоанна закончилась».
Вот почему, говоря о Спасителе, Предтеча замечает: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Иоанн исповедует превосходство Христа над собой следующими словами: Приходящий с небес есть выше всех (Ин. 3, 31). Креститель, имеющий земное происхождение, возвещал Божественную истину лишь настолько, насколько может возвещать ее сущий от земли; а приходящий с неба Христос проповедует о небесном и Божественном как о том, что Сам непосредственно видел и слышал, и никто из земных без благодати Божьей не в состоянии принять Его свидетельства.
В задачу Иоанна Крестителя входило помочь людям встретиться со Христом и принять его как Жениха. Выполнив эту задачу, он был счастлив уйти в тень, потому что его миссия была окончена. Без зависти и с радостью говорил он о том, что Спасителю должно расти, а ему умаляться.
Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Иоанн Креститель является удивительным примером послушания Божией воле, смирения и преданности Господу.