Настоятель Богоявленского мужского монастыря Игумен Нестор (Болков), в Неделю о расслабленном, совершил Божественную Литургию в Богоявленском мужском монастыре.
7 мая 2023 года, в Неделю 4-ю по Пасхе (Неделю о расслабленном), Настоятель Богоявленского мужского монастыря Игумен Нестор (Болков) с клириками святой обители , совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре г.Челябинска .
На Литургии был прочитано Евангелиеот Иоанна (Ин. 5, 1–15):
5.1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
5.2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
5.3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
5.4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5.5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
5.6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
5.7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
5.8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
5.9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
5.10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
5.11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
5.12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
5.13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
5.14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
5.15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
На Литургии был прочитано Деяния святых апостолов, Глава 9, стихи 32 - 42:
9.32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
9.33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
9.34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
9.35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
9.36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
9.37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
9.38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
9.39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
9.40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
9.41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
9.42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
В проповеди по окончании богослужения Игумен Нестор (Болков) обратил внимание на то, в Евангелие сегодня говорится о исцелении расслабленного.В Иерусалиме была купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Ангел Господень по временам сходил в нее и возмущал воду: и тот больной, который входил в купальню первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какова бы ни была его болезнь.
Однажды Иисус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купальни, Он увидел около нее множество лежащих больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие; всякий из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в нее. Между прочими больными был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении. Спаситель увидел его, сжалился над ним и сказал ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: Встань, возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 6–8). Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следует ему брать постели своей, ибо день был праздничный.
Но он отвечал им: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи (ср.: Ин. 5, 11).
Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (ср.: Ин. 5, 12–14).
Во время болезни мы часто просим помощи у Бога; а потом, когда выздоравливаем, не думаем о том, как бы угодить Ему; с возвращением наших сил мы забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам, вместо того чтобы исправиться и начать новую, более благочестивую жизнь.
Покаяние и молитва – лучшее врачевание наших болезней
Слова Спасителя исцеленному при Овчей купели расслабленному: Вот, ты теперь здоров, смотри же, не греши, чтобы не случилось с тобою что-нибудь худшее (ср.: Ин. 5, 14), – ясно указывают на то, какая тесная связь существует между грехом и болезнями нашими. Страсти греховные – вот первая и главная причина наших болезней.
Если бы мы жили по-христиански, воздержанно, в умеренном труде, если бы мы побеждали в себе гнев, зависть, злобу и другие пороки, умаляющие дни человеческой жизни, то достигали бы безболезненной старости. Посему, православный христианин, если постигнет тебя болезнь, прежде всего ищи себе исцеления и помощи у единого Врача душ и телес. Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, говорит Сам Господь устами царя и пророка Давида (Пс. 49, 15).
С этой целью Спаситель наш Иисус Христос поставил пресвитеров, которым заповедал всегда принимать от Его имени приходящих к ним за душевным исцелением. Болит ли кто в вас, научает апостол Иаков, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним... И молитва веры спасет болящаго (ср.: Иак. 5, 14–15).
Итак, если ты, верующий во Христа и его милосердие, страждешь в болезнях телесных, пригласи к себе священника, расскажи ему все грехи и, получив через него отпущение их, приобщись животворящих Христовых Тайн во исцеление души и тела. Сколько встречается в жизни случаев, когда после искреннего покаяния и принятия животворящего Тела и Крови Христовых выздоравливают больные, которым человеческое лекарство не могло дать исцеления в их тяжких страданиях!
В болезни нужно терпение.
Во времена святителя Иоанна Златоустого много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс. Однажды бесы пришли к нему видимым образом и сказали: «Старец! ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» Старец им на это отвечал: «Очень жаль, что так мало остается жить мне на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли...
Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слова Спасителя: в терпении вашем стяжите души ваша (ср.: Лк. 21, 19). Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).