14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе (Неделю о самаряныне), Игумен Нестор (Болков ) с клириками святой обители совершил Литургию святителя Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.

За богослужением был прочитано Евангелие от Иоанна, (Ин.4:5-42): 4.5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 4.6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 4.7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

4.8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
4.9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
4.10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
4.11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
4.12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
4.13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
4.14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
4.15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
4.16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
4.17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
4.18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
4.19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
4.20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
4.21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
4.22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
4.23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
4.24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
4.25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
4.26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
4.27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»
4.28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
4.29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
4.30. Они вышли из города и пошли к Нему.
4.31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
4.32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
4.33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
4.34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
4.35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
4.36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
4.37. ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет».
4.38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
4.39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
4.40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
4.41. И еще большее число уверовали по Его слову.
4.42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 11:19-26, 29-30):
11.19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
11.20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
11.21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
11.22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
11.23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
11.24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
11.25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
11.26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
11.29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
11.30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

В проповеди по окончании богослужения Игумен Нестор (Болков )отметил, что сегодня в Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету - в двенадцатом часу дня.

Когда Господь попросил у самарянки пить, то она отвечала Ему: Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9). Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Ин. 4, 10). Ответ Христа свидетельствует о том, что Господь не просто желал напиться воды из колодца, а Сам готов был дать «живой воды» этой женщине, тем самым открыть перед ней знания об истинном Боге.

В нынешнем евангельском чтении обращают на себя наше внимание и слова Спасителя об истинном служении Богу и истинной молитве. Господь на вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли или на горе Гаризим, ответил: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23-24).

Слова Христа, обращенные к самарянке, очень много значат и для нас. Ведь очень часто, обращаясь к Господу в храме, мы жаждем воды простой и доступной. Люди просят об этой воде, подразумевая материальные блага этого мира: удобства, комфорт, блага, чтобы все было хорошо и у нас, и у наших ближних. Господь же говорит о том, что у Бога нужно просить иного дара – «живой воды», которая станет в нашем сердце источником жизни вечной. Мы должны просить у Бога благодати, сил и разума, чтобы стяжать небесное наследие и жизнь вечную.

Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие.

Приходите к этому источнику, и вы утолите жажду души своей, и напоите ее отрадою и утешением и в этой жизни, и в жизни будущей. Жаждай да грядет ко Мне (см.: Ин. 7:37), - взывает Господь ко всем. Напояя свою душу благодатным учением Христовым, мы научимся вместе с тем служить Богу духом и истиною и сподобимся в будущей жизни вечной радости. Аминь.