В двунадесятый праздник Вознесения Господня Игумен Нестор (Болков ) совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре.
25 мая 2023 года, в двунадесятый праздник Вознесения Господня, Игумен Нестор (Болков )с клириками святой обители совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.
25 мая Церковь совершает память сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России,чудотворца(прославление 1913г.). Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1989 г.).
За богослужением был прочитано Евангелие от Луки (Лк.24:36–53) :
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?
Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.
Вы же свидетели сему.
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
За богослужением был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 1:1-12):
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал,
которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
После Литургии был совершено славление Празднику Вознесения Господня и пропето величание Празднику .
В проповеди Игумен Нестор (Болков )
обратил внимание на то, сегодня Двунадесятый Праздник Вознесения Господня.
«Земля празднует и ликует, радуется и Небо вознесением днесь Творца твари… Мир весь празднует, видимый и невидимый, в радости Ангели ликуют, и человецы славословят непрестанно Вознесение» – так в нынешний день Святая Церковь победно воспевает Господа Иисуса Христа, вознесшегося от земли на Небо.
Господь пострадал, воскрес, ходил по земле, являясь ученикам Своим и другим людям для уверения, что Он действительно воскрес. А в сороковой день после Своего Воскресения Он вознесся на Небо.
Господь восприял нашу плоть, и эту плоть Он вознес от земли на Небо. Он сел одесную Бога Отца и ходатайствует сейчас за нас. Апостолам же Он сказал, чтобы они не скорбели, что Он ниспошлет им Духа Святого, потому что если Он не взойдет на Небо, то не сойдет на землю Дух Святой. Господь вознесся, и этим Своим Божественным Вознесением Он указывает и на вознесение наше, на вознесение нашей души от земли к горнему.
На Божественной литургии священник постоянно возглашает: «Горе имеим сердца». А хор за нас отвечает: «Имамы ко Господу». И вот это возношение души от земли к Небу и должно быть путем нашей жизни. О Вознесении говорится, что Господь извел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и там уже вознесся. И, как говорит Евангелие, они узрели это, поклонились Ему и с великой радостью возвратились в Иерусалим. Наш жизненный путь указан в этих словах.
Иерусалим, город, из которого вышли Апостолы, может представить нам жизнь нашу суетную, ту жизнь, которая заполнена грехом, ненужными попечениями, пылью, грязью греховной. Это город со всеми его страстями и пороками. И мы исходим из этого города, отрешаясь от всего земного. И получаем то, что нужно нам «на потребу», что спасительно нам, что служит во исцеление души нашей, что Господь дает и оставляет нам.
Спаситель призывает нас выйти из Иерусалима и пойти до Вифании. Путь же от Иерусалима до Вифании – это часть крестного пути, по которому шел Господь. Следовать за Господом нужно, как Он Сам говорил, только взяв крест. Испытания, трудности, сложности, которые, как нам кажется, появляются помимо нашей воли на жизненном пути, закаляют нас, они призывают нас служить Господу, постоянно к Нему обращаться. А на этом пути есть кресты, которые мы избираем сами. Господь указывает нам прямой путь. Но мы сходим с него, и вот отсюда – скорби, испытания. Это уже тот крест, который мы сами избираем, приобретаем сами себе и идем с этим собственным крестом.
Апостолы дошли до Елеона, до Масличной горы, с которой Господь вознесся. Каждый из нас призван к этому вознесению. Апостолы взирали на небо, и нам, последователям Господа Иисуса Христа, надо взирать на Небо, то есть всеми мыслями, чувствами, всеми своими устремлениями взирать в горняя. Где сокровище ваше, там и сердце ваше, – говорит нам Евангелие. И каждый может ответить на этот вопрос: где же сокровище наше и где же сердце наше? Конечно, зачастую – это наши земные привязанности, наши страхи, пороки, наше саможаление. Вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная, – читаем мы в Священном Писании.
Мудрствовать горняя – это значит жить Небесным, помышлять о Божественном, дела стараться творить так, чтобы они были все проникнуты Духом, и все свое упование, и все свое счастье иметь именно в духовном, иметь в горнем, иметь в Божественном. Это весьма трудно.
Так будем же просить Господа, чтобы в нынешний день Он души наши устремлял к Небу. И не только в нынешний, но и во все дни жизни нашей. Чтобы давал нам эту силу, чтобы мы могли преодолеть ту тяжесть, которая нас к земле клонит.
Преподобный Амвросий Оптинский в своих наставлениях говорил, что человек должен весь устремляться мыслию, житием своим в Небо. Как колесо, которое только одной точкой касается земли, так и душа человеческая должна постоянно стремиться к Своему Творцу. И мы, живя здесь, на земле, пользуясь земными благами, имея житейские попечения, будем, однако, помнить, что нашей целью, нашим главным устремлением должно быть Небо.
С Елеона, с места благодатной молитвы Господа, из нашего сердца мы сможем тогда вознестись на Небо. И там этой радости, этой силе не будет уже меры, потому что Господь любящих Его, служащих Ему награждает всемерно.
Будем же, дорогие братья и сестры, в нынешний день просить, чтобы Господь и нас, немощных и тяжеловесных грехами, не оставил Своей благодатью, но вознес от земли в горнее, туда, где нет печали, ни воздыхания, но жизнь, потому что там вечное пребывание со Спасителем нашим. Да будет милость Божия со всеми нами. Аминь.