3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, Игумен Нестор (Болков) с клириками Богоявленского мужского монастыря совершил Божественную Литургию в Богоявленском мужском монастыре города Челябинска.
За богослужением был прочитано Евангелие от Луки (Лк.15:11-32):
Еще сказал: у некоторого человека было два сына;и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобоюи уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со
мною, и всё мое твое,а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
В проповеди Игумен Нестор отметил, что, приближается время Великого поста. В прошлое воскресенье за Литургией нам повествовалась в Евангельском чтении притча Господня “О мытаре и фарисее”. Сегодня Неделя о блудном сыне. Эта притча несёт в себе глубокий духовный смысл. Она показывает безграничную любовь Бога Отца к человеку.
У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: «Отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение» (Лк. 15, 12).
Господь по Своей великой любви сотворил человека и наделил его свободной волей. И, даже будучи Всемогущим, Господь не нарушает дарованную нам свободу, а дает нам выбор. Каждый человек может своей искренней любовью ответить Господу, а может отказаться и отвернуться от Него.
Младшего сына угнетает жизнь в доме родного отца, сковавшего его порочные желания. И по этой причине младший сын требует выделить ему часть наследства, которая должна была всё равно перейти ему после смерти отца.
Забрав свою часть наследства, младший сын уходит в далёкую страну, там ведёт порочную жизнь, расточает всё наследство.
Младший сын – был назван блудным не просто так. Блудный грех – это крайнее, наиболее грубое проявление эгоизма и сластолюбия.
Человек, отпавший от Бога, теряет личную свободу, и становится рабом греха. В таком состоянии душа испытывает духовный голод. Но как бы сильно не отпал человек от Бога, он всегда остается для Бога возлюбленным творением.
Вскоре, жизнь блудного сына доходит до крайности, он начинает пасти свиней, кормит их, а сам страдает от голода. Свиньи в притчи ассоциируются с греховными пороками. Таков закон духовной жизни. Греховные пороки, которые пасет человек в своей душе, никогда не могут его напитать.
Здесь происходит кардинальное изменение. Как описано в притче: сын пришел в себя и раскаивается. Он вспомнил о своем достоинстве, и что даже слуги в доме его отца имеют хорошее пропитание, а он погибает от голода. Блудный сын осознаёт свою вину и имеет решимость исправить к лучшему свою жизнь. Сын говорит в себе: «Встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих».
К одному великому подвижнику – преподобному Антонию – пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же отвечал ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».
С первого взгляда этот ответ кажется странным. Как же так? А для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую этого человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя грешного, скверного и блудного – до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.
Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живет и как хорошо живут даже не сыны, а наемники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошел к Богу и у Него стал просить о помиловании.
Наше дело в течение Великого поста есть просьба о помиловании. Мы будем все время взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Мы должны ощутить в себе образ Божий, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.
И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании.
Вот смысл слова аввы Антония.
Братья и сёстры! Кто из нас может ответить, что я исполнил все, что заповедал Господь в Священном Писании? Приближается Великий пост… Будем молиться Богу, чтобы все мы, “пришли в себя”, обдумали свою жизнь, свои поступки, чтобы те, кто отпал от Господа, возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Небесном, где большая радость бывает даже об одном покаявшемся грешнике.
За богослужением пел хор под управлением регента Екатерины Меньщиковой.