Святыни Богоявленской обители.

Преподобный Феодор Санаксарский, праведный Феодор Ушаков.

На сегодняшний день частицы мощей вставлены в икону 104х164 см.
Краткое житие преподобного Феодора Санаксарского

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Са­нак­сар­ский (в ми­ру дво­ря­нин Иван Иг­на­тье­вич Уша­ков) ро­дил­ся в 1718 го­ду в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции. Ро­ди­те­ли опре­де­ли­ли юно­шу на во­ин­скую служ­бу в гвар­дей­ский Пре­об­ра­жен­ский полк в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где вско­ре он был про­из­ве­ден в сер­жан­ты. Во вре­мя обыч­но­го шум­но­го со­бра­ния гвар­дей­цев, в са­мый раз­гар ве­се­лья, один из юно­шей вне­зап­но упал за­мерт­во. Уви­дев умер­ше­го без по­ка­я­ния то­ва­ри­ща, Иоанн осо­знал непроч­ность мир­ско­го сча­стья. По­сле это­го, бу­дучи два­дца­ти лет от­ро­ду, Иван Уша­ков оста­вил бле­стя­щую сто­лич­ную жизнь гвар­дей­ско­го офи­це­ра и из­брал сте­зю от­шель­ни­ка. Бо­лее трех лет он в оди­но­че­стве под­ви­зал­ся в лес­ной ча­ще на бе­ре­гах Дви­ны, а за­тем в Пло­щан­ской пу­сты­ни Ор­лов­ской гу­бер­нии, в от­да­лен­ной лес­ной ке­ллии. Как не име­ю­щий пас­пор­та, Иоанн был взят сыск­ной ко­ман­дой и до­став­лен в Санкт-Пе­тер­бург. Шесть лет тяж­ких ис­пы­та­ний, ли­ше­ний и скор­бей из­ме­ни­ли его неузна­ва­е­мо. Он был сух и бле­ден ли­цом, одет во вла­ся­ни­цу, под­по­я­сан про­стым рем­нем. Но осо­бен­но по­ра­жа­ла всех ле­жа­щая на нем пе­чать глу­бо­ко­го сми­ре­ния. «Не вме­няю те­бе по­бе­га в про­сту­пок и жа­лую преж­ним чи­ном», – ска­за­ла им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на. На это он от­ве­тил сми­рен­ной прось­бой – дать уме­реть мо­на­хом. По­сле трех­лет­не­го по­слуш­ни­че­ско­го ис­ку­са в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре 13 ав­гу­ста 1748 го­да трид­ца­ти­лет­ний Иоанн Уша­ков был по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Фе­о­дор.
Пре­по­доб­ный все­гда же­лал под­ви­зать­ся в Са­ров­ской оби­те­ли и в 1757 го­ду вы­ехал из Санкт-Пе­тер­бур­га. С ним вы­еха­ли неко­то­рые уче­ни­ки и уче­ни­цы. Ста­рец по­ме­стил уче­ниц в Ар­за­мас­ском де­ви­чьем Ни­коль­ском мо­на­сты­ре, а сам с уче­ни­ка­ми по­се­лил­ся в Са­ров­ской пу­сты­ни. Вско­ре уче­ни­цы пре­по­доб­но­го пе­ре­ве­де­ны бы­ли в Алек­се­ев­скую об­щи­ну, где жи­ли в стро­гом сле­до­ва­нии уста­ву, дан­но­му стар­цем.
Про­жив в Са­ров­ской пу­сты­ни два го­да, отец Фе­о­дор возы­мел на­ме­ре­ние воз­об­но­вить обед­нев­шую Са­нак­сар­скую оби­тель, на­хо­дя­щу­ю­ся в трех вер­стах от уезд­но­го го­ро­да Тем­ни­ко­ва, на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Мок­ши. К при­ез­ду от­ца Фе­о­до­ра един­ствен­ная цер­ковь оби­те­ли бы­ла вет­ха и бед­на, де­ре­вян­ные ке­ллии и огра­да по­чти раз­ва­ли­лись, кров­ли сгни­ли. В стро­и­тель­стве от­цу Фе­о­до­ру по­мо­га­ли сред­ства­ми бла­го­тво­ри­те­ли, по­чи­тав­шие его за доб­ро­де­тель­ную жизнь в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре. Прео­свя­щен­ный Па­хо­мий, епи­скоп Там­бов­ский, при­звал к се­бе пре­по­доб­но­го и умо­лял его быть в Са­нак­са­ре на­сто­я­те­лем, при­няв свя­щен­ство. Ста­рец по сми­ре­нию от­ка­зы­вал­ся от хи­ро­то­нии, но, убеж­ден­ный епи­ско­пом, 13 де­каб­ря 1762 го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. На­сто­я­те­лем пре­по­доб­ный Фе­о­дор был твер­дым и стро­гим. На бо­го­слу­же­ния по­свя­ща­лось в сут­ки ча­сов де­вять, а в вос­крес­ные и по­ли­е­лей­ные дни – де­сять и бо­лее то­го; при все­нощ­ном бде­нии до две­на­дца­ти. В церк­ви он тре­бо­вал раз­дель­но­го неспеш­но­го чте­ния. Ста­рец за­вел в оби­те­ли лич­ное ру­ко­во­ди­тель­ство бра­тии и пол­ное от­кро­ве­ние по­мыс­лов. Днем или но­чью вся­кий мог ид­ти к на­сто­я­те­лю. При вы­хо­де от стар­ца чув­ство­ва­лась на ду­ше сво­бо­да и ти­ши­на.
Пи­ща в оби­те­ли бы­ла са­мая гру­бая. На мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния вы­хо­ди­ли все, во гла­ве с на­сто­я­те­лем. Из­бе­гая по­во­дов тще­сла­вия, он не по­стил­ся бо­лее, чем бы­ло уста­нов­ле­но, и на брат­ской тра­пе­зе пи­тал­ся на­равне со все­ми, бе­ря все­го по­не­мно­гу.
Ко­гда бы­ли вы­ры­ты рвы в ос­но­ва­нии ка­мен­ной двух­этаж­ной церк­ви, во вре­мя мо­леб­на при­ле­тел рой пчел и сел на гор­нем ме­сте бу­ду­ще­го ал­та­ря, про­об­ра­зуя обиль­ную бла­го­дать в оби­те­ли и мно­же­ство мо­на­хов в ней. С тех пор от при­ле­тев­ше­го роя в оби­те­ли по­ве­лись пче­лы.
Но стар­ца вновь жда­ло тя­же­лое ис­пы­та­ние. По лож­но­му до­но­су тем­ни­ков­ско­го во­е­во­ды Нее­ло­ва ста­рец в 1774 го­ду был со­слан в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь. Для до­про­сов отец Фе­о­дор был вы­зван в Во­ро­неж, а от­ту­да за­ехал в За­дон­ский мо­на­стырь к пре­бы­ва­ю­ще­му там на по­кое свя­ти­те­лю Ти­хо­ну . Он при­нял от­ца Фе­о­до­ра с ве­ли­кой лю­бо­вью; три дня про­дол­жа­лась меж­ду ни­ми ду­хов­ная бе­се­да. При отъ­ез­де свя­ти­тель Ти­хон про­во­жал от­ца Фе­о­до­ра через весь мо­на­стырь, низ­ко кла­ня­ясь на­по­сле­док. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре ста­рец про­жил де­вять лет в стро­гом за­клю­че­нии, нуж­да­ясь в са­мом необ­хо­ди­мом и ис­пы­ты­вая стра­да­ния от хо­ло­да и силь­но­го уга­ра. Не раз его ед­ва жи­во­го вы­но­си­ли из кел­лии и от­ти­ра­ли сне­гом. Но и в ме­сте за­клю­че­ния бра­тия Са­нак­сар­ской оби­те­ли и сест­ры Алек­се­ев­ской об­щи­ны не остав­ля­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, ока­зы­вая ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку и ис­пра­ши­вая его мо­литв.
На­ко­нец по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Гав­ри­и­ла и вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию Ека­те­ри­ны II отец Фе­о­дор по­лу­чил пол­ную сво­бо­ду и воз­вра­тил­ся в Са­нак­сар­скую оби­тель. В лю­би­мой оби­те­ли ста­рец про­дол­жал усерд­но ра­бо­тать Гос­по­ду. По­сле непро­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни отец Фе­о­дор скон­чал­ся в ночь на 19 фев­ра­ля 1791 г. Те­ло его, хо­тя и ле­жав­шее в теп­лой ке­ллии до по­гре­бе­ния, не из­да­ва­ло за­па­ха тле­ния. На мо­ги­ле пре­по­доб­но­го бы­ла по­ло­же­на ас­пид­но­го кам­ня пли­та с над­пи­сью: «Здесь по­гре­бен 73-лет­ний ста­рец иеро­мо­нах Фе­о­дор, по фа­ми­лии Уша­ков, воз­об­но­ви­тель Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый по­стри­жен в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, про­дол­жал мо­на­ше­ское жи­тие 45 лет; со все­ми ви­да­ми ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на и доб­ро­го мо­на­ха 19 фев­ра­ля 1791 го­да скон­чал­ся».

ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЕОДОР УШАКОВ
«Жизнь – родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых. Вот краткое жизнеописание великого флотоводца.

Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье. В феврале 1761 года был зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге, который успешно закончил в 1766 году с получением чина мичмана. По окончании учебы был определен на флот Балтийского моря с последующим переводом на юг, в Азовскую флотилию.

В августе 1783 года капитан II ранга Ф. Ушаков прибыл в Херсон, а через два года уже в чине капитана I ранга будущий прославленный адмирал прибыл на корабле «Святой Павел» в новопостроенную крепость Севастополь.

В августе 1787 года Турция объявила о вступлении в войну с Россией. Победы в начавшихся военно-морских баталиях с неприятелем прославили русский флот. В июне-июле 1788 года русская морская эскадра под командованием Феодора Ушакова одержала первую победу над превосходящими силами противника у острова Фидониси. 1790 год был ознаменован еще одной победой над турецким флотом в Керченском морском сражении у острова Тендры. А за блистательную победу у мыса Калиакрия, завершившую в 1791 году русско-турецкую войну, контр-адмирал Ф. Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского.

После вступления в 1796 году на Российский престол Императора Павла I произошли определенные изменения политической обстановки, был заключен союз с Англией против республиканской Франции. В августе 1798 года началась Средиземноморская кампания, в ходе которой были освобождены Ионические острова (Занте, Кефалония, Чериго и другие). В 1799 году после взятия крепости Корфу Ф. Ушаков был произведен в чин адмирала.

26 октября 1800 года адмирал Ф. Ушаков возвратился в Севастополь, а в марте 1801 года был переведен в Петербург.

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.

Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

2/15 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».

Праведный воин Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. Светское и духовное начала соединились в нем удивительно гармонично, и жизнь его, победив неумолимое время, стала достоянием вечности, превратившись в воплощенную легенду, песню, переходящую из уст в уста.

В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью.

В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью.

От эпохи адмирала Ушакова нас отделяет сравнительно небольшой временной промежуток – всего два столетия. Сохранились свидетельства об Ушакове, живущие в семейных преданиях родственников его соратников, возрождена обитель, с которой адмирала связывали прочные духовные нити и где были погребены его честные останки, сохранилась деревня Алексеевка, в которой он провел последние годы жизни, уйдя на покой от суетных земных дел и всецело посвятив себя Богу. Каждый из нас имеет счастливую возможность припасть к раке со святыми мощами воина Феодора и испросить у него Небесного заступничества.

В наше непростое время житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения отечеству.

4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.

На иконе новопрославленный святой изображен со свитком, на котором начертаны знаменательные слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся ко славе России» – и это действительно так. Светлыми молитвами святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, будут посланы нашему отечеству мир, благоденствие и процветание.

Многие считают, что адмирала Ушакова причислили к лику святых за военные победы, но это не так. За военные победы дают военные награды. К лику святых причисляют только за святость. И сама канонизация есть свидетельство Церкви о том, что данный святой предстал перед престолом Божиим в Царстве Небесном и получил дерзновение молиться за весь мир. Святость состоит в любви к Богу и к ближним. Все остальные добродетели являются средством для приобретения этой главной добродетели. Одним из показателей любви к Богу (но не самым главным) является молитвенность и любовь к церковной службе. Когда Феодор Ушаков был начальником города и порта Севастополь, несмотря на свою занятость, он не пропускал ни одной службы ни утром, ни вечером, т. е. часов 5–6 в день он молился только в храме. А когда во время Великого он поста жил здесь в монастыре, то выстаивал все службы, которые по тогдашнему уставу длились до 12-ти часов.

Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. Все биографы адмирала Ушакова свидетельствуют о том, что его отличительной чертой было милосердие к людям, а также любовь к врагам.

В 1807 г. адмирал Феодор Ушаков ушел в отставку, в 1810 г. он поселился в Алексеевке купив небольшое поместье, и стал вести здесь молитвенную, уединенную жизнь. По воскресным и праздничным дням он приходил в монастырь молиться, а на Великий пост ему предоставляли келью.

Согласно завещанию, в 1817 г. Феодор Феодорович похоронен у ног своего дяди, прп. Феодора Санаксарского.

В августе 2002 г. адмирал Ушаков прославлен как местночтимый святой Саранской епархии, а в 2004 г. причислен к лику общечтимых русских святых.

Причислив адмирала Ушакова к лику святых, Церковь показала, что святость, как высший идеал христианского совершенства, достижим в любом месте и совместим с любой должностью. Этим также было показано, что успех в наших делах во многом зависит от благочестия. Адмирал Ушаков искал Царствия Божия в любви к Богу и ближним, и Господь прилагал ему успехи в делах и победы.